Содержание и организация методической работы с учителями истории и обществоведения на 2017/2018 учебном году
Баннер

Содержание и организация методической работы с учителями истории и обществоведения на 2017/2018 учебном году

В.М. Воронович,
методист управления учебно-методической работы
ГУО «Академия последипломного образования»

Совершенствование качества образования учащихся напрямую зависит  от уровня профессионализма педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен не только постоянно поддерживаться, но и повышаться. Это возможно посредством четкой организации и управления методической деятельностью в условиях учреждения образования и региона: освоения содержания образовательных программ повышения квалификации, системы методических мероприятий, целенаправленной работы педагогов по самообразованию. Четко выстроенная  система методической работы  призвана обеспечить свободную ориентацию педагога в соответствующей предметной области, в психологических закономерностях возрастного и личностного развития учащихся.

Методическая тема на 2017/2018 учебный год: «Совершенствование предметно-методической подготовки учителя истории и обществоведения».

В соответствии с  Инструктивно-методическим письмом  Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» основными задачами методической деятельности с педагогами по  предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение» в 2017/2018 учебном году являются:

– совершенствование образовательного процесса по учебному предмету с учетом рекомендаций по итогам мониторинга качества образования в учреждениях общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования в 2015/2016 учебном году  и в связи с изменением содержания школьного историко-обществоведческого образования и обновлением учебных программ по предметам;
– реализация компетентностного подхода в преподавании учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение»;
– обеспечение воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение»;
– повышение профессиональной компетентности педагогов в области допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования и профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
– повышение интереса  к истории и обществоведению, расширение и углубление знаний по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение» в шестой школьный день;
– совершенствование предметно-методической подготовки учителей истории и обществоведения, методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей  и их успешной аттестации;
– обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение на повышенном уровне изучения в условиях профильного обучения.

В рамках методической работы с учителями в 2017/2018 учебном году следует особое внимание уделить совершенствованию предметной и методической подготовки учителей для обеспечения качества историко-обществоведческого образования учащихся.

Совершенствованию педагогического мастерства и методики преподавания предметов «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение» в 2017/2018 учебном году будет способствовать методическая работа на различных уровнях (школьном, районном, областном, республиканском), в которую, как правило, включаются учителя, принимающие участие в работе районного методического объединения, школ молодого учителя (ШМУ), совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ), передового педагогического опыта (ШППО), творческих и проблемных группах (ТГ, ПГ).

В течение года рекомендуется:

  • провести 4 общих заседания методических объединений учителей;
  • организовать работу школы передового педагогического опыта по вопросам профильного обучения;
  • создать творческие группы и иные методические формирования учителей, направленные на разработку дидактического обеспечения  преподавания учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение» на основе компетентностного подхода;
  • обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых учителей;
  • активизировать работу с учителями истории и обществоведения по обобщению, описанию и представлению опыта собственной педагогической деятельности на квалификационном экзамене при прохождении аттестации на подтверждение и присвоение высшей квалификационной категории.

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1.    Реализация компетентностного подхода в преподавании предметов историко-обществоведческого цикла в 5-11-х классах; обсуждение обновленных учебных программ базового уровня изучения учебных предметов в 5-11-х классах;
– научно-методическое обеспечение преподавания учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение»:
ИМП, методические рекомендации.
Новые программы, КТП.
Нормативные документы (нормы оценки, концепции, стандарты).
УМО, перечни литературы.
УМК для факультативов.
Пособия «Уроки в школе», КИМы.
Дополнительные материалы (хрестоматии, для профилей).
Материалы к экзамену.
Каталог Аверсэв.
– особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году с учетом анализа результатов обучения и воспитания за 2016/2017 учебный год.

2. Допрофильная подготовка и профильное обучение:
– нормативный правовой, научно-методический и организационный аспекты реализации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
– учебно-методическое обеспечение факультативных занятий по учебным предметам «История Беларуси», «Обществоведение» для IX класса и особенности их проведения;
– особенности содержания учебных программ по учебным предметам  «История Беларуси», «Обществоведение» для X-XI класса (повышенный уровень);
– требования к уровню освоения учащимися содержания учебного предмета «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

3. Планирование работы районных методических объединений:
– анализ работы районного методического объединения  учителей истории и обществоведения в 2016/2017 учебном году;
– планирование работы районного методического объединения, творческих групп, школы молодого учителя и других методических формирований на 2017/2018 учебный год.
Деятельность всех методических формирований должна планироваться с учетом образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов, запросов, умений и навыков.
Обращаем внимание, что недопустимо требование различных письменных анализов и отчетов о проведенных методических мероприятиях.
На заседаниях методического объединения учителей истории и обществоведения района рекомендуется рассматривать актуальные вопросы теории и практики, методики преподавания истории и обществоведения, пропагандировать эффективный педагогический опыт работы педагогов.

Предлагаются следующие темы:

Современный урок: его составляющие и критерии эффективности

Форма проведения –  семинар-практикум.

Вопросы для рассмотрения:
1.    Переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний на создание условий для овладения учащимися комплексом компетенций.
2.    Учебное занятие (урок) – основная форма организации образовательного процесса. Требования к современному уроку: критерии эффективности.
3.    Проектирования урока как образовательной системы по Н.И.Запрудскому. Структурные элементы, технологическая карта, схема организации урока.
4.    Пути и средства повышения эффективности урока на основе принципов оптимизации: урок  – система, диагностическое целеопределение, обратная связь, субъект – субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, подготовка урока на основе диагностики и прогнозирования результатов.
5.    Контроль и оценка в учебно-познавательной деятельности учащихся. Рефлексивный компонент, обратная связь.
6.    Анализ и самоанализ урока.
7.    Здоровьесбережение на уроках истории:
- требования к санитарным нормам – расстановка мебели, освещенность, режим проветривания  и уборки;
- требования к организации образовательного процесса –  проведение физкультминуток, зрительной гимнастики, снятие двигательного  и мышечного напряжения,  смена видов деятельности во время учебных занятий;
- требования к объему домашнего задания и времени на его выполнение – дозирование по объему и уровням сложности, избегание перегрузки учащихся.

Материалы к заседанию методического объединения:

•    Презентация и текст выступления по теме «Современный урок: его составляющие и критерии эффективности».
•    Алгоритм проектирования урока как образовательной системы по Н. И. Запрудскому.
•   Формулирование целей и задач урока (памятка).
•    Структурные элементы урока (таблица).
•    Технологическая карта урока (опорная таблица).
•    Схема организации урока.
•    Правила управления успехом на уроке.
•    Формы организации учебных заданий.
•    Самоанализ урока.
•    Список литературы по теме.

Активные и интерактивные методы и приёмы работы на уроках для формирования устойчивого познавательного интереса к предмету  и повышения качества знаний учащихся

Форма проведения –  семинар-практикум.

Вопросы для рассмотрения:
1.    Специфика учебно-познавательной деятельности учащихся. Пассивные, активные, интерактивные приемы и методы обучения – характеристика, типология.
2.    Учителя о процессе образования (исследование TALIS).
3.    Методы активного и интерактивного обучения.
4.    Проектирование занятий с активной учебно-познавательной деятельностью учащихся. Использование в содержании учебно-познавательной деятельности учащихся интерактивных методов: при целеполагании; при организации контроля и проверке знаний учащихся; при изучении нового материала; при отработке практических умений и навыков на уроке; при получении обратной связи и рефлексии; во внеурочное время.  Стимулирующие, активизирующие и адекватные содержанию формы и методы.
5.    Конкретизация учебного материала на примере открытого урока с использованием интерактивных приемов и методов.

Материалы к заседанию методического объединения:
•    Компетенции XXI века. Инфографика.
•    Вебинар «Школа XXI века. Особенности современных детей».
•   Презентация «Использование интерактивных методов и  приемов  на уроках истории и обществоведения».
•     Интерактивные приёмы работы на уроках.
•    Вебинар «Как обеспечить интерактивность цифровыми инструментами».
•    Использование интерактивных технологий и методов обучения в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Презентация.

Смешанное обучение

Форма проведения –  семинар-практикум.

Вопросы для рассмотрения:
1. Характеристика и сущность смешанного обучения:
1)    обучение с участием учителя (лицом к лицу);
2)    онлайн-обучение, предполагающее элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения;
3)    обучение, предполагающее интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
2.    Модели смешанного обучения.

Материалы к заседанию методического объединения:
•    Видеопримеры.
•    Вебинар.
•    Книга «Шаг школы в смешанное обучение».
•    Модели смешанного обучения.

Перевёрнутый класс

Форма проведения –  семинар-практикум.

Вопросы для рассмотрения:
1.    Роль учителя при традиционном обучении и при организации перевернутого обучения.
2.    Таксономия учебных целей и задач Б. Блума.
3.    Отличия от обычного урока.
4.    Учащийся как потребитель и как активный участник учебно-познавательного процесса.
5.    С чего начать?
6.    Работа дома и работа на уроке.

Материалы к заседанию методического объединения:

Современные методики и технологии обучения как фактор повышения качества школьного историко-обществоведческого образования

Форма проведения – обучающий семинар, семинар-практикум, презентация, проект, открытый урок, мастер-класс (по выбору).

Научно-методический блок.
Современные информационные технологии как средство организации  активной учебно-познавательной деятельности учащихся по истории и обществоведению. Место и роль современных образовательных технологий и методик обучения в образовательной практике по истории и обществоведению, в формировании социальных и учебных компетенций учащихся, развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Учебно-методический блок.
Мастер-класс с презентацией.
Освоение предметного знаниево-деятельностного содержания историко-обществоведческого образования с помощью современных технологий и методик обучения: развития критического мышления, «открытое пространство», многомерных дидактических инструментов, информационных, проектного, проблемного обучения и др.
Посещение открытого урока по истории и/или обществоведению с использованием элементов одной из (нескольких, по выбору) современных технологий (в том числе информационных) на различных этапах урока, в целом в образовательном процессе по истории и обществоведению.
Дидактические свойства и функции современных средств обучения.

Практический блок.
Представляемый на МО образовательный продукт по данной теме:
– проектирование урока на основе использования современных технологий и методик обучения;
- методические рекомендации по использованию современных информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществоведения;
– обобщение опыта лучших учителей района (города) в разных формах и видах;
– статьи в научно-методических журналах, информация в СМИ, оформление электронных презентаций на сайте районного отдела образования или учебно-методического кабинета по использованию современных технологий и методик в преподавании истории и обществоведения (на выбор).

Формирование образных представлений учащихся об исторических событиях на основе визуальных источников

Форма проведения –  семинар-практикум.

Вопросы для рассмотрения:
1.    Принцип культурно-исторической среды в обучении истории.
2.    Новый взгляд на систему образования. Клиповое мышление: добро или зло современного мира?
3.    Изображение – фактор мотивации обучения, ведущий источник исторического знания и важнейшее обучающее средство. Модель исторического знания по алгоритму познавательной деятельности «Образ – слово – действие». Эмоционально-образное восприятие  исторического знания.
4.    Конструирование исторических знаний посредством использования художественных средств формирования образов исторического прошлого и его участников.
5.    Формирование у учащихся образов исторического прошлого на основе визуализации. Приемы, методы, средства использования визуальных источников при обучении истории в качестве ведущего компонента познавательной деятельности учащихся: приём разворачивания образа через ассоциативные слова, «визуализированная метафора», скрайбинг, историческая визуальная азбука, мультисенсорное восприятие картины, синтезирование образа на основе разных источников знаний.
6.    Особенности работы с учебным текстом, историческим документом, иллюстрацией, картиной, карикатурой, фильмом, аудио- и видеоматериалами, памятками, художественной и публицистической литературой, исторической картой. Анализ художественной картины, плаката, карикатуры, фотографии, комикса.
Конкретизация содержания учебного материала средствами визуализации.

Материалы для проведения заседания:
•    Давидовская Г.Э., Виноградова З.Е. Формирование образных представлений учащихся об исторических событиях на основе визуальных источников. Презентация
•    Прием разворачивания образа через ассоциативные слова
•    Видеофрагменты:
- Франциск Скорина в Падуе
- Франциск Скорина в печатной мастерской
- история государства Российского – приход варягов в Русь
- Кен Робинсон. Новый взгляд на систему образования
- Медиаазбука. Загадочное средневековье.
•    Грюнвальд (задания, видеофрагмент, миниатюра, музыкальный фрагмент).

Реализация деятельностного подхода при обучении  истории и обществоведению на II и  III ступенях общего среднего образования

Форма проведения –  семинар-практикум.

Вопросы для рассмотрения:

Научно-методический блок.
Изучение практической значимости исторических фактов, явлений, событий, места и роли истории, знаний по обществоведению в жизни человека; направленность историко-обществоведческого образования на применение полученных знаний в повседневной жизни; формирование информационной грамотности, многогранности интерпретации исторических  фактов, явлений, событий;  знаний по обществоведению.

Учебно-методический блок. Мастер-класс. Посещение открытого урока.
Методика включения в образовательный процесс на II ступени общего среднего образования статистических, демографических, социологических, культурологических, эстетических, политологических и др. знаний.
Методика введения заданий, в которых требуется применять усвоенные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, анализа и объяснения исторических фактов, явлений и процессов, установления причинно-следственных связей в процессе изучения нового материала и в организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по истории и обществоведению.

Практический блок.
Составление практических задач при объяснении, закреплении и контроле знаний, проверочных заданий, направленных на выяснение исторического мышления учащихся, исторической подготовки, читательской грамотности, умений применять знания для объяснения фактов, явлений, процессов, закономерностей.

В качестве продукта педагого-методической деятельности предполагаются:
•    методические разработки по изучению сложных тем,
•    практические задания в качестве 3-го вопроса на экзамене по истории Беларуси за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на основе деятельностного подхода.

Материалы для проведения заседания МО:
•    Панов С.В. Деятельностный подход в обучении истории (презентация).
•    Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода (презентация). Как реализуется деятельностный подход в обучении истории
•    Дидактические и методические материалы  членов творческой группы учителей истории и обществоведения

Совершенствование профессиональной компетентности учителя – условие повышения качества современного  образования

Форма проведения –  теоретико-практический семинар.

Вопросы для рассмотрения:
1.    Профессионально-педагогическая компетентность  учителя. Виды компетентности по Н.В. Кузьминой: специальная, профессиональная; методическая; социально-психологическая; дифференциально-психологическая; аутопсихологическая.
2.    Виды компетентности по А.К. Маркову, Зимней, А.В. Хуторскому. Структура профессиональной компетентности учителя: профессиональные,  личностные,  социокультурные качества педагога;  общеобразовательные умения; общепедагогическая культура.
3.    Компоненты профессиональной культуры педагога, критерии профессионального творчества. Коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая компетентности педагога.
4.    Специфика профессиональных компетенций и компетентности учителя истории.
5.    Владение информационно-коммуникационными технологиями – фактор повышения качества образовательного процесса и знаний учащихся, профессионализма учителя. 
6.    Развитие креативности, профессионального самосознания педагогов как путь раскрытия их способностей.
7.    Рефлексивные умения педагога и особенности самоанализа собственной деятельности, готовность презентовать свой педагогический опыт.

Материалы для проведения заседания МО:
•    Затруднения в деятельности педагога
•    Личностно-профессиональное развитие педагогических кадров (презентация).
•    Панов С.В. Профессиональные компетенции учителя истории  (презентация).
•    (презентация).
•    Литература

Содержанием работы методического объединения учителей истории и обществоведения может служить следующее: изучение практической значимости исторических фактов, явлений, событий, места и роли истории в жизни человека; направленность историко-обществоведческого образования на применение полученных знаний в повседневной жизни; формирование информационной компетентности, многогранности интерпретации исторических фактов, явлений, событий. Формирование системных историко-обществоведческих знаний учащихся на основе планомерного развития исторических понятий, освоения историко-обществоведческих теорий, законов, закономерностей, концепций.

Заседания районных методических объединений учителей истории и обществоведения рекомендуем проводить в форме обучающих курсов (тематического семинара, конференции по обмену опытом, мастер-класса, практикума и др.), а деятельность постоянных методических формирований реализовать в форме образовательных программ обучения в учреждениях образования.

Итоги работы методического объединения учителей района (города) и его методических  формирований могут быть представлены  в конце года (или на завершающем его заседании) в виде педагогического марафона или фестиваля, выставки методических разработок, презентаций, мастер-классов и лучших уроков на основе компетентного подхода.

В связи с реализацией профильного историко-обществоведческого образования областным (Минскому городскому) институтам развития образования, рай(гор)методкабинетам необходимо  организовать  систематическое и целенаправленное повышение квалификации и профессионального уровня педагогов в условиях реализации допрофильной подготовки и профильного обучения  учащихся.

Рай(гор)методкабинетам рекомендуется сформировать банк данных учреждений образования (классов, учителей, преподающих предметы на повышенном уровне), модели профильного обучения, в которых учебные предметы «История», «Обществоведение» изучаются на III ступени общего среднего образования на повышенном уровне. При планировании тематики заседаний районных методических объединений учителей истории и обществоведения  запланировать, там, где это необходимо, обучающие семинары по работе в профильных классах и обмен эффективным педагогическим опытом.

Областным (Минскому городскому) институтам развития образования рекомендуется провести  областные семинары (практикумы, тренинги, вебинары) по актуальным проблемам совершенствования качества и методики преподавания истории и обществоведения, обратив особое внимание на внедрение компетентностного подхода, медиаобразования в практику школьного историко-обществоведческого образования, на овладение учителями истории и обществоведения современными технологиями и методиками, в частности, «образным» обучением – обучать учителей умениям и навыкам работы с визуальными источниками информации с целью  формирования  у учащихся образов исторического прошлого.

Областным (Минскому городскому) институтам развития образования необходимо обеспечить методическое сопровождение профильного обучения по предметам «История», «Обществоведение», для чего привлечь  к этой работе учителей квалификационной категории «учитель-методист» и учителей высшей квалификационной категории, имеющих эффективный опыт педагогической практики обучения учащихся в классах историко-обществоведческого профиля.

Областные обучающие семинары  могут быть спланированы по темам:

Формирование информационной, учебно-познавательной компетенций учащихся при изучении истории, обществоведения на базовом и повышенном уровнях.

Форма проведения – семинар-практикум, тренинг, научно-практическая конференция, панорама педагогического опыта (по выбору).

Предлагаются следующее проблемное поле:
1. Современные информационно-коммуникационные технологии как средство формирования информационных и учебно-познавательных компетенций учащихся, их место и роль в образовательном процессе (презентации).
2. Методы активизации познавательной деятельности учащихся с помощью информационно-коммуникационных технологий (теоретический  и практический аспекты).

Учебно-методический блок.
1. Мастер-классы с презентациями из опыта работы.
2. Представление видео мультимедиаурока и/или урока с использованием мультипрезентаций (общее и различие).
3. Обмен опытом работы по теме.

Практический блок представлен методическими продуктами по данному вопросу:
– выставка разработок, сценариев, статей, презентаций, литературы и пр.;
– модели уроков, разработанные на основе компетентностного подхода, в электронном и бумажном видах;
– методические рекомендации по использованию современных информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществоведения;
– задания для учащихся, направленные на формирование их информационных и/или предметных, общеучебных, социальных, гражданско-правовых, коммуникативных и др. (на выбор) компетенций в электронном виде;
– статьи в научно-методических журналах, информация в СМИ, оформление электронных презентаций на сайтах  областных (Минского городского) институтов развития образования, районных (городских) отделов образования или учебно-методических кабинетов по использованию компетентностного подхода в преподавании истории и обществоведения.

Эффективная образовательная практика реализации предметного содержания на базовом и повышенном уровнях изучения истории и обществоведения в соответствии с обновленными учебными программами

Форма проведения –  семинар-практикум.

На данном семинаре необходимо рассмотреть:

  • многообразие типов, видов, форм уроков истории (обществоведения), наиболее часто встречающихся в педагогической практике;
  • формы, методы, технологии и приемы эффективной педагогической практики в обучении учащихся истории и обществоведению на базовом и повышенном уровнях;
  • использование проблемных, проектных, исследовательских методов преподавания в практике изучения истории и обществоведения на повышенном уровне;
  • использование практических задач при объяснении, закреплении и контроле знаний.

Областным (Минскому городскому) институтам развития образования следует активизировать методическую работу по сопровождению непрерывного образования педагогов, оказанию им действенной консультативной помощи. При составлении учебно-программной документации повышения квалификации рекомендуется увеличить количество учебных часов на предметно-методическую подготовку педагогов, особое внимание уделить методике, современным технологиям и интерактивным методам обучения истории и обществоведению. В процессе повышения квалификации педагогов и на заседаниях районных методических объединений больше внимания уделять формированию у педагогов навыков анализа и рефлексивной оценки эффективности собственной профессиональной деятельности.

Предполагаются различные формы обучения учителей истории и обществоведения, включая повышение квалификации в дистанционной форме, обмен эффективным педагогическим опытом, семинары в online-формате (вебинары), конференции, методические практикумы, консультации.

С целью решения актуальных вопросов преподавания предметов историко-обществоведческого направления в условиях профильного обучения, повышения качества обучения учащихся, совершенствования педагогического мастерства педагогов, работающих в классах с  базовым и повышенным уровнем изучения предметов, в классах с мультипрофильным обучением, повышения профессиональной компетентности методистов О(МГ)ИРО, Р(Г)УМК,  педагогических работников, являющихся руководителями методических формирований учителей истории и обществоведения, в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется:

повышение квалификации:
методистов ИРО, Р(Г) УМК, педагогических работников, являющихся руководителями методических формирований учителей, учителей истории и обществоведения  «Современное учебное занятие по истории и обществоведению» (13–17 ноября 2017 г.);
проведение обучающих курсов (тематических семинаров):
«Формирование информационно-коммуникационных компетенций учащихся на основе интерактивных методов обучения»  (04–05 октября 2017 г.) для методистов ОИРО, Р(Г)УМК,  учителей истории и обществоведения;
«Технология обобщения, описания и представления опыта педагогической деятельности» (ноябрь 2017 г.) для учителей, сдающих экзамен на высшую категорию  или подтверждающих высшую категорию (по запросам);
«Сетевое взаимодействие учителей истории и обществоведения как основа трансляции и обмена опытом эффективной педагогической практики» (18–19 октября 2017 г.) для членов республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения.
«Использование интерактивных методов в обучении истории и обществоведению (авторская методика З. Е. Виноградовой)» (декабрь 2017 г.) для учителей истории и обществоведения.
Планируется, что во втором полугодии 2017/2018 учебного года для учителей истории и обществоведения, преподающих предметы на базовом и повышенном уровнях, будет организовано повышение квалификации по предметно-методическому содержанию обучения обществоведению, всемирной истории, истории Беларуси; современным методикам и технологиям обучения истории и обществоведению на базовом, профильном уровнях.

С целью повышения профессиональной компетентности учителей истории и обществоведения государственным учреждением образования «Академия последипломного образования»  будет продолжено проведение обучающих курсов (тематических семинаров) “Повышение профессиональной компетентности учителей истории и обществоведения в процессе аттестации”; “Технологии обобщения, представления и защиты педагогического опыта”.

Дополнительная информация по проведению повышения квалификации и мероприятиях дополнительного образования педагогических работников по учебным предметам «Всемирная история», “История Беларуси”, “Обществоведение”  будет размещена на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by, см. раздел «Методическая работа»).

Согласно совместному заявлению о намерениях расширения Пилотного проекта DSD 1 между Министерством образования Республики Беларусь и Федеральным министерством иностранных дел Германии 14 декабря 2015 года в г.Минске подписано соглашение об увеличении количества учреждений общего среднего образования (14 УО Витебской, Гомельской и Могилёвской областей), в которых реализуется Пилотный проект DSD 1.

В результате на начало 2017 года в рамках Пилотного проекта на уровне А 2 (DSD-А2) и В 1 (DSD 1) задействованы 24 учреждения общего среднего образования республики (см. приложение 1).

Настоящий проект призван в рамках реализации политики языкового разнообразия и взаимопонимания повысить роль немецкого языка в республике и поддерживать осуществление языковой сертификации на уровне А 2 (DSD-А2) и В 1 (DSD 1), уровень которых ориентирован на Общий европейский стандарт сертификации языковых знаний.

Сертификация учащихся, обучающихся в рамках программы Пилотного проекта, осуществляется по желанию самих учащихся.

В рамках сотрудничества с Центральным управлением по делам школьного образования за рубежом для учителей немецкого языка проводятся как на территории Республики Беларусь, так и в Федеративной Республике Германия семинары-практикумы, мастер-классы, организуется повышение квалификации учителей немецкого языка, осуществляющих подготовку учащихся к сдаче экзамена на Диплом немецкого языка I и II ступени (см. приложение 2).

Плодотворно сотрудничают учреждения общего среднего образования г.Минска. В качестве примера приводится информация о сотрудничестве государственного учреждения образования «Средняя школа № 73 г. Минска» c Центральным управлением по делам школьного образования за рубежом по реализации Пилотного проекта на уровне А 2 (DSD-А2) и В 1 (DSD 1) (см. приложение 3).

В период с 14 по 16 ноября 2016 г. состоялся семинар «Базовое обучение по подготовке и проведению экзамена на Диплом по немецкому языку I ступени» (г.Минск). В течение года через Германскую службу педагогического обмена для руководителей учреждений образования и их заместителей, учителей немецкого языка был организован ряд стажировок в Германию.

Учителя, прошедшие стажировку в Германии, привлекаются в качестве лекторов в системе повышения квалификации и межкурсовой подготовки педагогических работников республики, а также к созданию рукописей учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработке и экспертизе учебно-программной документации образовательных программ дополнительного образования взрослых.

На республиканском и региональном уровнях, на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», областных и Минского городского институтов развития образования ведется обобщение, описание и представление эффективного педагогического опыта в процессе аттестации учителей немецкого языка, которые участвуют в реализации пилотного проекта «Диплом немецкого языка на уровне А 2 (DSD-А2) и В 1 (DSD 1)».

На практических занятиях для участников повышения квалификации государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» Негурэ О.В., учитель немецкого языка высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гимназия № 24 г.Минска», представляет эффективный опыт собственной педагогической деятельности (см. приложение 4).

В 2017 году планируется дальнейшее развитие белорусско-германского сотрудничества в области образования:

использование потенциала учреждений высшего образования Республики Беларусь для обучения немецких студентов белорусскому (русскому) языку;

формирование программ академических и молодежных обменов в области IT-технологий;

расширение сети учреждений общего среднего образования, реализующих пилотный проект «Диплом немецкого языка на уровне А 2 (DSD-А2) и В 1 (DSD 1)».
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер