Методические рекомендации по организации работы учреждений дополнительного образования взрослых по совершенствованию профессиональной компетентности учителей
Баннер

Методические рекомендации по организации работы учреждений дополнительного образования взрослых по совершенствованию профессиональной компетентности учителей

Развитие педагогической науки и практики в Республике Беларусь, изменения, происходящие на современном этапе в системе образования, рост требований, предъявляемых обществом и государством к профессиональной компетентности педагогов, требуют постоянного обновления знаний учителя, совершенствования  его профессиональных умений, свободного владения современными образовательными технологиями.

Характерным для настоящего времени становится появление принципиально новых средств и технологий обучения, базирующихся на непосредственном использовании современных достижений науки, практики. В этой связи в качестве востребованных выступают, прежде всего, такие технологии обучения как проектное обучение, перевёрнутое обучение и кооперативное обучение, исследовательские технологии, технология активной оценки, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, технология «дополненная реальность».

Сегодня система дополнительного педагогического образования нацелена на высокое качество повышения квалификации специалистов образования на основе принципов непрерывности, опережающего развития, интеграции достижений психолого-педагогической науки и инновационной образовательной практики.

Признанная социально-культурная миссия учительства и необходимость профессионально решать возникающие в условиях современной педагогической реальности задачи обусловливают необходимость ориентации процесса дополнительного образования педагогов на формирование актуальных профессиональных компетенций общего и специального характера; предметного, межпредметного и метапредметного уровней. В то же время очевидно, что работа по повышению профессиональной компетентности педагогов должна проводиться на основе постоянной диагностики, целенаправленной рефлексивной деятельности.

Изучение уровня профессиональной компетентности педагогических работников Республики Беларусь проводится ежегодно, начиная с 2003 года. Социологическое исследование профессиональной компетентности педагогов в 2021 году проводилось в соответствии с приказом Министра образования от 06.08.2020 № 582 «Об изучении качества общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».

В процессе исследования педагогические работники давали оценку своему профессиональному развитию, педагогической практике, профессиональным вызовам, качеству педагогической деятельности и специфике процессов обратной связи в профессиональной сфере. Руководители учреждений образования и методисты характеризовали компетентность педагогов по вопросам знания нормативных правовых актов; владения содержанием учебного предмета, методами, приемами и технологиями обучения; организации воспитательной (в т.ч. внеурочной) деятельности; взаимодействия с законными представителями обучающихся, коллегами и др.

Результаты проведенного в масштабах республики социологического исследования профессиональной компетентности педагогов свидетельствуют о достаточно высоком уровне сформированности профессиональных компетенций учителей.

В процессе исследования изучался уровень владения педагогами различными методами и технологиями обучения. По полученным данным, учителя в большей степени владеют игровыми, а также  информационно-коммуникационными технологиями (80-85%), на втором месте по уровню владения – исследовательские технологии, проектные технологии, технологии критического мышления и активной оценки (70-75%), на третьем месте – кооперативное обучение, «перевернутое» обучение и технология «дополненная реальность» (60-65%).

Существенной разницы между уровнем профессиональной компетентности городских и сельских педагогов не наблюдается, однако заметно некоторое «отставание» сельских учителей по следующим показателям: умению организовывать поддерживающие и стимулирующие занятия; владению содержанием преподаваемого предмета; владению современными формами и методами обучения.

Затруднения, возникающие у педагогов, связаны с различными направлениями профессиональной деятельности – от компетентности в области преподаваемого учебного предмета (58,1%) до применения в профессиональной деятельности электронных образовательных ресурсов (55,7%).

Наибольшая степень осознаваемых затруднений связана:

  • с недостаточной компетентностью в области преподаваемого учебного предмета и готовностью преподавать его на повышенном уровне;
  • с внедрением и использованием инновацион­ных технологий, методов и форм работы;
  • с недостаточным уровнем умений учитывать в процессе обуче­ния особенности учащихся (одаренных и высокомотивированных, с особенностями психофизического развития, отклоняющимся поведением);
  • с трудностями в применении современных электронных образовательных ресурсов, организацией самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ;
  • с недостаточным уровнем умений устанавливать профессиональные связи с коллегами и продуктивно взаимодействовать с законными представителями учащихся;
  • с трудностями в распознавании симптомов «профессионального выгорания» и владением способами его преодоления;
  • с недостаточным уровнем мотивации к профессиональному самообразованию и развитию;
  • с недостаточной психологической готовностью к инновационной деятельности.

Именно эти социологические данные требуют дополнительного внимания в процессе организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников на всех уровнях. Проведенное исследование является основой для формирования программ профессионального развития педагогов, программ более детальной диагностики образовательных и профессиональных потребностей педагогических кадров, а также носит рекомендательный характер для проектирования систем управления кадровым потенциалом в учреждении образования и принятия соответствующих управленческих решений.

1. Совершенствование психолого-педагогической и предметно-методической компетентности учителей в процессе повышения квалификации

  • Приложение А. Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников.
  • Приложение Б. Педагогическая поддержка одаренных и талантливых учащихся в системе воспитательной работы.
  • Приложение В. Допрофильная подготовка учащихся и профильное обучение на третьей ступени общего среднего образования.
  • Приложение Г. Перевёрнутое обучение в образовательном процессе.
  • Приложение Д. Система управления обучением Moodle как средство организации электронного обучения.
  • Приложение Е. Облачные сервисы и электронные ресурсы в педагогической практике.

2. Методическое сопровождение профильного обучения: подготовка учителей к работе в профильных классах

3. Повышение квалификации педагогических работников в области внедрения и использования в образовательном процессе инновационных форм, методов и технологий обучения

4. Формирование и развитие готовности педагогических работников к реализации инновационной деятельности

5. Пути повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего среднего образования в вопросах организации образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития

6. Повышение квалификации педагогических работников в области организации образовательного процесса с одаренными учащимися

7. Рекомендации по обучению педагогов умению устанавливать контакты с родителями

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер