16-17 марта 2016 г. — тематический семинар «Пути реализации компетентностного подхода в обучении истории и обществоведению» для учителей истории и обществоведения
Баннер

16-17 марта 2016 г. — тематический семинар «Пути реализации компетентностного подхода в обучении истории и обществоведению» для учителей истории и обществоведения

С 16.03.2016 г. по 17.03.2016 г. в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» прошел тематический семинар для учителей истории и обществоведения «Пути реализация компетентностного подхода в обучении истории и обществоведению».

Современное историко-обществоведческое образование в настоящее время развивается в условиях  перехода на компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся метапредметных, предметных, личностных, межличностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социальных, в том числе социально-трудовых, информационно-коммуникативных, гражданско-правовых компетенций, компетенций общения. Формирование компетенций у учащихся средствами различных предметов школьного образования – насущная потребность времени.  Деятельностный и компетентностный подходы в обучении истории, их преемственность раскрыл в своем выступлении кандидат педагогических наук С. В. Панов, доцент кафедры историко-культурного наследия Беларуси УО «Республиканский институт высшей школы».

Реализации компетентностного подхода в обучении обществоведению  было посвящено выступление методиста отдела методического обеспечения историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования Е.А. Полейко.

На совершенствовании профессиональной компетентности учителя с целью реализациии компетентностного подхода остановилась Мануйлова Оксана Владимировна, учитель истории лицея г. Кричева. Очевидно, что без учителя и его профессионального мастерства никакой подход не сработает. Поэтому этот вопрос вызвал оживленную дискуссию участников семинара, которые пришли к выводу, что  только компетентный учитель может сформировать компетентного ученика, его способности применять знания и опыт для решения  жизненно важных проблем в различных сферах, которые и составляют суть  компетентностей.

Компетентностный подход представляет собой совокупность методических принципов организации образовательного процесса, направленных на освоение учащимися ключевых компетенций. Под компетенцией понимаются знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач, а под компетентностью – выраженная способность применять знания и опыт для решения  жизненно важных, в том числе профессиональных проблем. Компетентность, по Ю. Н. Кулюткину, – система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих в практике профессионально-педагогических задач.

Профессиональные компетенции учителя истории (с учётом классификации А.В.Хуторского) можно представить в виде следующих их групп: общекультурные,  коммуникативные, учебно–познавательные, информационные, ценностно–смысловые (социально–личностные).

Профессиональное развитие педагога, как отметила О.В.Мануйлова, неотделимо от личностного – в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования (Л. М. Митина). Поэтому задача учителя при компетентностном подходе – сформировать выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов.

В реализации компетентностного подхода на уроках истории и обществоведения  большая роль принадлежит формированию учебно-познавательных; информационных и исследовательских компетенций. Проекты и учебные исследования являются неотъемлемой частью компетентностного подхода. Многие учителя в своей деятельности в полной мере его реализуют, развивая познавательные интересы учащихся, мотивируя их к более глубокому изучению предметов. Об опыте своей работы по развитию исследовательских компетенций учащихся на уроках обществоведения рассказала  Деменковец Ирина Владимировна (Лицей  г. Новополоцка).

Краеведение – важный аспект педагогической деятельности учителя истории. История и обществоведение как раз те предметы, которые формируют у учащихся  не только компетенции, но и историческую  память, образы исторического прошлого когнитивными методами визуализации, социально-гражданские, правовые, исследовательские,  ценностно-смысловые и многие другие компетенции.  На уроках по истории Беларуси, в поисково-исследовательской и учебно-исследовательской, во внеклассной работе находит свое отражение формирование учебно-познавательных, исследовательских, гражданских  и др. компетенций. Важными при их формировании являются приемы и методы устно-исторического исследования, использования краеведческой исследовательской работы, привития любви и уважения к историко-культурным ценностям и наследию своего народа,  родного края, страны. Это самая благодатная работа учителя по формированию у учащихся гражданских и качеств и патриотических чувств: любви к Родине, стремления беречь и преумножать ее историко-культурное наследие коллективную историческую память. Многие учителя истории  очень серьезно работают над этими проблемами, посвящая немалую часть своей деятельности именно  исследовательской краеведческой работе, музейной педагогике. Организации краеведческой работы, практике музейной педагогики, краеведению на уроках истории Беларуси на II ступени обучения как элемента  допрофильной подготовки  учащихся,  были посвящены  выступления учителей истории Букато Ольги Николаевны (Средняя школа № 1 г. Лиды), Кузнецова Дмитрия Сергеевича (Княжицкая СШ Могилевского р-на), Литвиновой Ларисы Васильевны (Средняя школа № 6 г. Рогачева).

О формах и методах реализации компетентностного подхода, приемах и методах формирования учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках, работе с высокомотивированными учащимися рассказали Киселева Людмила Викторовна, учитель средней школы № 8 г. Орши, Суворов Родион Олегович (гимназия № 29  г. Минска), Шишпаронок Светлана Сергеевна (гимназия № 13  г. Минска).

Современного учителя и современное учебное занятие по истории в настоящее время невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Поэтому не случайно на республиканском семинаре многие учителя представили свой интересный опыт работы по их использованию в образовательном процессе по истории и обществоведению.

Опыт своей работы по развитию информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории посредством использования информационно-коммуникационных технологий и сетевом взаимодействии с учащимися представила Волынец Лариса Петровна (СШ № 5 г. Сморгони).

Очень интересным был опыт использования компьютерных программ на уроках истории и обществоведения как средства развития информационных компетенций учащихся Аврамовойа Юлии Ивановны, учителя Буйничской средней школы Могилевского района. Впечатлили участников семинара  видеофрагменты уроков по Skype, с участием представителей Могилевского облисполкома и Государственного музея Великой Отечественной войны.

В обучении истории и обществоведению большое значение имеет обратная связь, контроль, проверка, оценка знаний учащихся, дифференцированный подход в предъявлении требований к знаниям, умениям, навыкам, их оцениваю на основе разноуровневых заданий. Контрольно-оценочная деятельность как способ учебной мотивации обучающихся на уроках истории была  рассмотрена в выступлении Ковальчук Ирины Викторовны, учителя гимназии № 32 г. Минска. О реализация дифференцированного подхода на уроках истории через использование разноуровневых заданий  рассказала Реберт Наталья Кимовна, учитель Зеленочскогой детского сада – базовой школы Калинковичского района, а  о практике использования тестов на различных этапах уроков как средстве контроля и проверки знаний учащихся поделился своим опытом Масько Олег Леонидович, учитель  единственной в республике женской гимназии в  г. Жодино.

Современный учитель не только учит учащихся, но и совершенствуется сам, в том числе посредством самообразования, для чего ему необходимо бесконечно и много читать. В этом неоценимую помощь учителю оказывают профессиональные научно-методические  исторические журналы “Беларускі гістарычны часопіс”, “Гісторыя і грамадазнаўства”. На республиканских семинарах учителей историии и обществоведения часто присутствует давний друг историков  Матусевич Наталья Владимировна, заместитель главного редактора журнала “Беларускі гістарычны часопіс”, которая постоянно сотрудничает с нами. Вот и в этот раз Наталья Владимировна не только слушала выступления учителей, которые делились своим опытом, но и выступила сама, рассказала о журнале, основных направлениях его деятельности, провела анкетирование среди учителей, чтобы в наибольшей степени учесть их запросы, предложения, пожелания. Многие из них являются постоянными авторами журнала. Вот и на сей раз она предложила некоторым учителям, выступления которых были наиболее интересными и значимыми, стать авторами “часописа”. Думается, что это сотрудничество принесет  результат.

По окончании семинара отдельным его участникам было рекомендовано повысить свою квалификационную категорию: сдать квалификационный экзамен на присвоение высшей категории и категории «учитель-методист», подготовить статьи с опытом своей работы для научно-методических журналов,  принять участие в  мероприятиях дополнительного образования взрослых в 2016 г.

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер