13–14 апреля 2016 г. — тематический семинар «Облачные» технологии в практике работы учителя истории и обществоведения» для членов творческой группы, учителей истории и обществоведения, методистов ОИРО, Р(Г)УМК
Баннер

13–14 апреля 2016 г. — тематический семинар «Облачные» технологии в практике работы учителя истории и обществоведения» для членов творческой группы, учителей истории и обществоведения, методистов ОИРО, Р(Г)УМК

С 13.04.2016 г. по 14.04.2016 г. в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» прошел тематический семинар для участников творческой группы учителей истории и обществоведения «Облачные технологии в практике работы учителя истории и обществоведения».

Практика проектирования современного урока по истории и обществоведению на основе  интерактивных методов обучения требует от учителя использования наряду с традиционными приемами, методами и применения новых технологий, в том числе «облачных». Совершенствование профессиональной компетентности учителя, владение им разнообразными современными технологиями («облачными» в том числе),  играют в этом не последнюю роль.

О применении «облачных технологий» в практике работы современного учителя шла речь на очередном заседании творческой группы учителей истории и обществоведения. Тон семинару задала методист отдела методического обеспечения историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования И.Н. Знак.

Надо отметить, что многие учителя республики прошли повышение квалификации по использованию в современной образовательной среде информационно-коммуникационных технологий. Они постоянно совершенствуют свои профессиональные умения, самостоятельно создают информационные, электронные продукты  в виде электронных пособий по истории и обществоведению. Такой опыт накоплен О.Г. Журавлевич, учителем-методистом гимназии № 1  г. Солигорска, О.В. Кравченко, учителем средней школы № 2 г. Рогачева и др.

О.В. Кравченко поделилась опытом  системного применения электронной образовательной среды в образовательном процессе по истории Беларуси. Очевидно, что когда учащиеся постоянно работают по электронным учебникам, да еще, если они создаются под руководством учителя, то результат будет налицо. При этом формируются и информационно-коммуникативные компетенции учащихся, совершенствуется мастерство учителя.  Без учителя и его профессионального мастерства никакой подход и никакая образовательная, социо- и историко-культурная среда не сработает. Ольга Викторовна постоянно внедряет авторские приемы информационно-коммуникационной технологии с целью активизация познавательной деятельности учащихся, что очень заинтересовало участников семинара.

Использованию электронных средств обучения было посвящено и выступление П.В. Ситника, учителя лицея г. Ивацевичи. Он рассказал о своем опыте использования платформы Wix.com  в практике работы. Этот опыт заинтересовал участников семинара, так как он для них явился новым, о котором они не слышали, многие не работали на этой платформе. Поэтому этот вопрос вызвал оживленную дискуссию участников семинара. Они пришли к выводу, что только компетентный учитель может сформировать компетентного ученика, его способности в различных сферах, которые и составляют суть компетенций, в том числе информационно-коммуникационных.

Большую роль на уроках истории и обществоведения играет формирование понятийного аппарата, являющегося основой теоретического багажа историко-обществоведческих знаний. Поэтому не случайно приемам работы над понятийным аппаратом на уроках истории и обществоведения было посвящено выступление учителя-методиста средней школы № 1 г. Лиды Т.М. Сурконт. Она представила очень интересные примеры из практики использование компьютерных программ на уроках истории и обществоведения как средства развития информационных компетенций учащихся, формирования их теоретических, фактологических, хронологических, картографических и источниковедческих знаний, составляющих содержание историко-обществоведческого образования.

Об использовании «облака слов» в образовательном процессе рассказала учитель-методист средней школы № 1 г. Березы Г.М. Рутич.  Она привела многочисленные примеры того, как их можно создавать, как работают «облака слов» при изучении той или иной темы на уроках истории и обществоведения: при постановке цели, на этапе проверки знаний, при изучении нового материала, для закрепления изученного материала, в качестве домашнего задания.

Ресурсы web 2.0 завоевывают всё большую популярность у учителей истории, так как позволяют создавать на своей платформе разнообразные практические интерактивные задания. Своими практическими наработками  создания таких заданий поделились учителя Г.В. Дудко (средняя школа № 15 г. Могилева) и Л.В. Маевская (средняя школа № 7 г. Сморгони). Члены творческой группы, участники семинара смогли самостоятельно, под руководством модераторов составить свои практические задания с помощью сервисов  web 2.0.

О развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории посредством использования интерактивных методов и приемов работы с компьютером, сетевом взаимодействии с учащимися рассказала учитель-методист гимназии № 1 г. Солигорска О.Г. Журавлевич.

Как использовать компьютер не для игры, а для работы, как с помощью учащихся создать мультимедийные презентации к урокам, как удаленно, по сети интернет  задать и проверить домашнее задание, поработать на электронной доске, даже не имея ее, подготовить разнообразные проверочные упражнения, тексты, «видеонарезки», отработать умения и навыки учащихся – все это показала на практических занятиях Ольга Георгиевна. Она поделилась опытом использования «облака слов», мобильного опроса kahoot, QR кода в образовательном процессе, показала приемы, которые она использует, чему научилась сама, чему научила своих учеников, а чему – они её.

Практическое занятие по использованию электронных средств обучения (ЭСО) в образовательном процессе по истории и обществоведению продолжил учитель СШ № 13 г. Бреста А.Н. Солодуха.

Не секрет, что лучшему усвоению материала способствуют приемы и методы «образного» образования на основе визуализации учебного материала. Визуализация, обучение с помощью зрительных образов, является основой новой парадигмы исторического знания по алгоритму «образ – слово – действие» вместо традиционного «слово - образ – действие». Многие учителя в своей деятельности в полной мере его реализуют, развивая познавательные интересы учащихся, мотивируя их к  более глубокому изучению  предметов. Опытом своей работы по визуализации на уроках истории и обществоведения поделился учитель истории гимназии г. Глуска С.Е. Сергеев. Он показал очень интересные видеофрагменты, подготовленные как самим учителем, так и его учениками, для уроков, рассказал, как и на каких уроках и этапах уроков их можно использовать.

Большой опыт работы по использованию на уроках истории и обществоведения   активных и интерактивных  методов и приемов накопили и представили свои коллегам-учителям члены творческой группы И. В. Деменковец (лицей г. Новополоцка), А.В. Григорович (гимназия № 1 г. Бобруйска), Н.П. Горовиц (средняя школа № 5 г. Светлогорска), А.Ф. Гулюк (средняя школа № 207 г. Минска), Г.М. Галуза (Лошницкая  гимназия Борисовского р-на), Е.Б. Мизавцова (средняя школа № 2 г. Сенно).

Семинар завершился, но работа продолжается.  Члены творческой группы, учителя-методисты З.Е. Виноградова, Н.П. Горовиц, Г.М. Галуза, Г.Э. Давидовская, В.Н. Дудко, О.Г. Журавлевич, Е.С.Заневская, Г.М. Рутич, Т.М. Сурконт, И.Г. Дроговоз, учителя, которые готовятся к сдаче экзамена на квалификационную категорию «учитель-методист», С.М. Герасимович, А.В. Григорович, Г.В. Дудко, О.В. Кравченко, И. В. Деменковец, С.Е. Сергеев и др. неустанно работают не только над повышением своего профессионального уровня. Они являются руководителями школьных, районных (городских) методических объединений учителей истории и обществоведения, щедро делятся своим опытом с учителями республики, проводя мастер-классы, «открытые» уроки, лекционные и практические занятия не только в своих районах, но и в областных институтах развития образования, Академии последипломного образования, Национальном институте образования, обучая учителей всему тому, что умеют и знают сами. Они являются флагманом современного школьного исторического образования, его элитой, за что им большая благодарность и пожелания новых творческих успехов!

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер