26–29 декабря 2016 г. — семинар «Инклюзивная практика в учреждениях дошкольного образования: опыт Израиля»
Баннер

26–29 декабря 2016 г. — семинар «Инклюзивная практика в учреждениях дошкольного образования: опыт Израиля»

Образование, образование и еще раз образование – такой путь определило для себя Государство Израиль». Этими словами открыл семинар «Инклюзивная практика в учреждениях дошкольного образования: опыт Израиля» Временный поверенный в делах Государства Израиль в Республике Беларусь Ханан Годер-Гольдбергер. Семинар прошел с 26 по 29 декабря на базе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» благодаря сотрудничеству Министерства образования Республики Беларусь с Израильским агентством международного сотрудничества и развития при Министерстве иностранных дел Государства Израиль.

В своем выступлении господин Ханан отметил, что развитие образования и научных исследований в Израиле неразрывно связано с историей возвращения еврейского народа на родную землю. После обретения независимости научные исследования и разработки новых технологий стали ключевыми факторами становления Израиля, как современного государства. Опробование и внедрение новых передовых методик было вызвано необходимостью в кратчайшие сроки наладить высокоразвитое индустриальное хозяйство в стране с ограниченными природными ресурсами. Эксперты из Государства Израиль готовы поделиться лучшей практикой в сфере инклюзивного образования с заинтересованными педагогами Республики Беларусь. При условии заинтересованности и квалифицированной поддержке, инклюзивное образование представляет собой форму наиболее качественного образования для всех учащихся.

От имени Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) всех участников семинара поприветствовал Рашед Мустафа Сарвар. Он подчеркнул, что за последние годы сделан ряд шагов по продвижению инклюзивного образованияв Республике Беларусь и назад дороги нет.Министерство образования разработало Концепцию развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития и План мероприятий на 2016-2020 годы по ее реализации.Однако чтобы Инклюзивное образование заработало, мы должны будем изменить отношение общества и свое отношение  к детям с ОПФР. Для более эффективного продвижения идей инклюзивного образования большое значение имеет международное сотрудничество, особенно с такими лидерами в сфере инклюзивного образования, как Государство Израиль.

Начальник отдела специального образования Министерства образования Антонина Михайловна Змушко поприветствовала участников международного семинара и отметила  ряд инициатив в области инклюзивного образования, которые успешно реализуются при поддержке Министерства образования Республики Беларусь. В 2015 году страна подписала Конвенцию о правах инвалидов. Принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, которая представляет собой систему взглядов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи, механизмы развития инклюзивного образования в Республике Беларусь. Антонина Михайловна отметила, что понятие «инклюзивное образование» трансформируется и изменяется на протяжении времени. Несколько лет назад модель инклюзивного образования была близка  интегрированному обучению, однако, по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в учреждениях дошкольного образования стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или дошкольного учреждения для ребенка с ОПФР и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком. В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей с ОПФР.

Первый проректор Государственного учреждения образования Людмила Георгиевна Тарусова подчеркнула, что инклюзивное образование необходимо рассматривать не только как образование лиц с особенностями психофизического развития, но и как обеспечение равных возможностей получения образования обучающихся с разными образовательными потребностями. Обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха  всеми детьми  - главные критерии инклюзивного образования. Перед Академией последипломного образования поставлены задачи, определяемые планом реализации Концепции инклюзивного образования, которые успешно решаются посредством организации и проведения повышения квалификации, обучающих курсов, круглых столов, конференций, педагогических фестивалей, участию в международных проектах.

Эксперт в области инклюзивного образования из Израиля Топорова Фрейман Вера познакомила участников семинара с Агентством по международному сотрудничеству в целях развития при Министерстве Иностранных Дел Государства Израиль - МАШАВ, который был основан в 1958г. по инициативе Г.Меир. МАШАВ стремиться содействовать социальному прогрессу путем подготовки квалифицированных специалистов и передачи современных технологий. Центр международного сотрудничества предлагает курсы по различным направлениям, среди которых: образование для взрослых, сельское хозяйство, развитие систем образования, рациональное природоиспользование, роль женщины в процессе развития современного общества, здравоохранение и медицинские программы и др.

В ходе работы четырехдневного семинара Голубенко Марина, педагог, специалист в системе специального образования и инклюзии в дошкольных учреждениях для детей с аутизмом, супервайзер практики студентов педагогического института и Топорова Фрейман Вера, логопед, коммуникационный терапевт в системе специального образования и инклюзии в дошкольных учреждениях и школах для детей с ОПФР, дипломированный супервайзер клинической практики студентов логопедического факультета Хайфского Университета, познакомили участников с современными моделями психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР в инклюзивной дошкольной образовательной системе Израиля, эффективными методиками и технологиями работы с детьми с проблемами психомоторного развития, особенностями адаптации и модификации образовательной среды и физического пространства в инклюзивном дошкольном учреждении.

 

Одной из актуальных тем для педагогов стала практическая работа по построению программы индивидуального обучения и разработке плана работы «Родительского клуба, а также обсуждение вопросов организации инклюзивных практик в системе образования.

В ходе чрезвычайно интересных и откровенных дискуссий удалось сопоставить и обсудить различные аспекты как инклюзивного, так и специального образования. Участники семинара были единодушны во мнении о том, что важнейшим показателем развития образовательной системы является охват детей с ОПФР образованием, ведущей идеей – развитие инклюзивного образования, дополняющего, но не вытесняющего специального образования. Все участники семинара выразили надежду на продолжение взаимообогощающего и плодотворного сотрудничества между Государством Израиль и Республикой Беларусь с целью обмена опытом и развития инновационных образовательных практик и технологий.

Радевич Е.В., начальник центра профессионального развития
и инновационного образования
ГУО «Академия последипломного образования»

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер