20-21 апреля 2017 г. – тематический семинар «Сетевое взаимодействие учителей истории и обществоведения как основа трансляции и обмена опытом эффективной педагогической практики» для членов республиканской творческой группы
Баннер

20-21 апреля 2017 г. – тематический семинар «Сетевое взаимодействие учителей истории и обществоведения как основа трансляции и обмена опытом эффективной педагогической практики» для членов республиканской творческой группы

С 20 по 21 апреля 2017 г. в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» прошел республиканский тематический семинар творческой группы учителей истории и обществоведения «Сетевое взаимодействие учителей истории и обществоведения как основа трансляции и обмена опытом эффективной педагогической практики».

Сетевому взаимодействию учителей истории и обществоведения было посвящено очередное заседание республиканской творческой группы. В качестве модераторов данного тематического семинара выступили начальник отдела методического обеспечения историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования С.А. Кудрявцева, методист отдела Е.А. Полейко. Они представили участникам семинара классификацию современных информационных сетей, провели своеобразный тренинг с обратной связью по использованию сетей в образовательном процессе по истории и обществоведении, возможности взаимодействия педагогов республики в информационных социальных сетях Google, Yandex, Mail.ru, ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, в профессиональных сообществах Медыяадукатар, Настаўнік інфо, Веб Клио. Участники семинара обменялись опытом работы по использованию  различных социальных сетей в образовательном процессе по истории и обществоведению, отметили как положительные стороны (быстроту взаимодействия, интерес учащихся к получению заданий через Интернет-сети, возможность быстрой проверки и коррекции письменных  и творческих работ, простоту ведения электронных дневников и заполнения электронных журналов, работу по проверке тестовых заданий с быстрым выставлением оценок машинным способом, ….), так и негативные аспекты использования сетевых сервисов  в образовательном процессе.

Кроме того, сетевое взаимодействие играет все большую роль в педагогическом общении не только учителя и учащихся, но и в системе «учитель – учителю». В настоящее время предпочтительным моментом в общении и взаимодействии педагогов (и не только) друг с другом является возможность быстро написать письмо другому учителю или группе учителей, попросить помощи в решении педагогической ситуации, в затруднениях, вызванных подготовкой к тому или иному мероприятию, к сдаче экзамена на категорию, получить совет по подготовке  выступления, сообщения, мастер-класса, статьи, в анализе и корректировке программ обучения, обсудить какие-то спорные моменты проведения уроков и др., посоветоваться, поработать совместно, поделиться интересными постами, наработками, фотографиями и мн. др. Получение быстрой и достоверной информации – приоритет времени! Для того чтобы вовремя получить информацию о проведении разнообразных мероприятий (повышении квалификации, семинаров, обучающих тренингов, практикумов и др.) в Академии последипломного образования, Национальном институте образования, достаточно просто зайти на сайт учреждения образования. Сети стали незаменимым помощником учителя в решении его многоцелевых задач и решении многообразных проблем как обучающего, так и личностного (порой личного) характера.   Роль социальных сетей многократно возрастает в современных условиях в связи с переходом образования на компетентностный подход и использованием в образовательном процессе медиаобразования. Поскольку учителя истории занимаются медиаобразованием уже на протяжении последних нескольких лет, то у многих из них уже накоплен определенный опыт работы в этом направлении. Поэтому обмен опытом работы на каждом заседании творческой группы является неотъемлемым элементом практико ориентированного подхода. Научился сам – научи другого, получилось у тебя – получится и у каждого, накопил приемы и методы,  создал что-то  интересное  – поделись!

Что меня, безусловно, радует, так это то, что на каждом заседании члены творческой группы предлагают нечто свое, прямо указывая: «Я могу поделиться тем-то и тем-то», «Я могу рассказать и показать то-то и то-то», У меня есть интересный опыт по… Будет ли это интересно другим?» Я считаю, что только на доверии, давая учителям самостоятельность в выборе выступления, обмена опытом,  можно говорить об успешности семинара, о раскрытии потенциала каждого. Кроме того, видно, что за прошедшее с последнего семинара  время сделал каждый,  над чем работал, что приобрел, чем готов поделиться? Интересный урок по использования медиатекстов на уроках обществоведения представил в социальных сетях на сайте  «Настаўнік інфо» С.Е. Сергеев, учитель-методист  гимназии г. Глуска. Коллеги искренне порадовались размещению его урока на данном сайте и пожелали ему не останавливаться на достигнутом и продолжать публиковаться в социальных сетях. Учителя-методисты С.Е. Сергеев, Г. М. Рутич (средняя школа № 1 г. Березы) совсем недавно побывали в образовательно-культурной поездке в Чешской Республике, где они знакомились с опытом чешских коллег по использованию медиатекстов, в том числе и из социальных сетей, в образовании Чехии. По итогам этой поездки Галина Михайловна представила  большой интересный материал и фотоотчет на сайте Настаўнік інфо, поделилась своими впечатлениями, отметила то хорошее, что отличает чешское образование от других стран, и то, что, по ее мнению, у нас поставлено (сделано) лучше. Такой обмен, безусловно, направлен на сравнение, на приобретение положительного опыта, на контакты педагогов-практиков, способствует обсуждению, заимствованию, приобретению нового и полезного.

То, что многие учителя используют сервисы веб 2.0 в  педагогической практике, ни для кого уже не является чем-то новым и необычным. Многие «скачивают» из сетей уроки, приемы, технологии, чтобы на их базе и основе сделать что-то новое, своё. Для  взаимодействия учителей и обмена опытом, трансляции и его использования в образовательном процессе хорошо зарекомендовал себя сайт Медыяадукатар, которым пользуется большинство учителей. Как правило, там размещаются наиболее интересные ссылки, разнообразная информация о семинарах, учителя делятся новостями. Недавно Е.А. Полейко предложила участникам сообщества придумать для учащихся задания, связанные с социальными сетями. Эту же функцию выполняет и сайт Веб Клио. Многие учителя используют для проведения занятий с учащимися Скайп, когда через социальную сеть к ним в класс «приходят» представители органов государственной власти, министерств, ведомств, музейные работники и др.

С.А. Кудрявцева и Е.А. Полейко создали на платформе Гугл Метадычны партал «Гісторыя и грамадазнаўства». Очень удобная вещь, так как позволяет находиться в сети одновременно  многим учителям, методистам, учёным, работать, например, над коррекцией  учебных программ, когда участникам данного процесса  сразу видны исправления каждого и  можно прокомментировать правки и прийти к единому мнению, что из исправлений оставить, а от чего можно отказаться. Это тем более важно потому, что в современных условиях при подготовке новых учебных пособий авторам можно согласовать свои позиции. В состав авторских коллективов новых учебных пособий по истории для учащихся вошли как раз члены республиканской творческой группы учителей истории и обществоведения, учителя-методисты – З.Е. Виноградова (средняя школа № 2 г. Логойска), О.В. Кравченко (средняя школа № 2 г. Рогачева), О.Г. Журавлевич, (гимназия № 1 г. Солигорска), Г.Э. Давидовская (гимназия № 21 г. Минска), что нас, безусловно, не может не радовать. Т.М. Сурконт, учитель-методист средней школы № 8 г. Лиды, С.Н. Темушев (Лицей БГУ) и др.  работают в составе временных научных коллективов, разрабатывая дидактические и диагностические задания для учащихся на основе  компететентностного подхода. Члены творческой группы, учителя-методисты Н.П. Горовиц (средняя школа № 5 г. Светлогорска), Г.М. Галуза (Лошницкая  районная гимназия  Борисовского р-на), Г.М. Рутич (средняя школа № 1 г. Березы) работают в составе рабочих групп Министерства образования Республики Беларусь по анализу учебных программ, многие другие учителя-методисты – в составе экспертных групп и групп рецензентов  новых учебных пособий по истории и обществоведению. Включение в состав разработчиков  новых учебных пособий  учителей-практиков, тем более такой высокой квалификации, как учителя-методисты, на которых возлагается задача разработки методического аппарата, составления дидактических материалов для учащихся, является свидетельством их высокого профессионализма и признанием того, что без практиков не обойтись. Как говорится, «Суха теория, мой брат, и только древо жизни вечно зеленеет». Практически все учителя-методисты являются внештатными лекторами областных институтов развития образования: читают лекции по  содержанию, теории и методике преподавания истории и обществоведения, проводят практические занятия по современным  педагогическим технологиям и методикам, открытые занятия и мероприятия, мастер-классы; являются авторами статей, пособий для учащихся и учителей.

В работе республиканской творческой группы, как правило, 2 этапа – теоретический и практический. Так было и на данном тематическом семинаре. Теоретико-практическую часть провели С.А. Кудрявцева и Е.А. Полейко. А на практической – участники семинара познакомились с деятельностью Национальной библиотеки Республики Беларусь как одного из важнейших информационных ресурсов страны. Причем информацию, необходимую  учителю в практической деятельности и имеющуюся в библиотеке, можно получить не только реально, но и виртуально, в том числе с помощью информационных и социальных сетей.

Вторым важным и значимым объектом практической части семинара стало посещение одного из современнейших учебных заведений столицы, да, пожалуй, и республики, средней школы № 61. Директор школы И.В. Цубикова познакомила участников семинара со своим учреждением образования и его деятельностью. Конечно, школа нас впечатлила. Мы увидели тот огромный труд, который вложен администрацией и педагогами данного учреждения образования в его оснащенность по самым современным стандартам, в организацию образовательного процесса. Вот здесь воочию мы еще раз убедились в своевременности и актуальности нашего семинара. Школа действительно работает в современной образовательной среде: весь документооборот осуществляется на электронной основе. Она имеет как локальную электронную сеть, так и подключена к широкополосному быстродействующему интернету. В сети Интернет и учащиеся, и их родители могут познакомиться с электронными журналами и отметками, увидеть домашнее задание по каждому предмету, оплатить питание в столовой и платные услуги (кружки, дополнительные занятия в бассейне и др.), получить ответ на любой вопрос. Таким образом, сетевое взаимодействие коллектива педагогов, учащихся, родителей, органов местной исполнительной власти, общественных организаций  и др. – это уже не будущее, это – настоящее современной школы.

По результатам с республиканского семинара было принято решение продолжить тесное сетевое взаимодействие учителей истории и обществоведения, членов республиканской творческой группы, транслировать и распространять опыт членов творческой группы, привлечь в группу новых творческих учителей, рекомендовать отдельным из них выйти на новый уровень – сдать экзамен на соответствие квалификационной категории «учитель-методист», организовать в 2017 г. более продуктивную работу по внедрению элементов медиаобразования в практику. Все материалы членов творческой группы располагаются на «облаке» в АПО, НИО, в наших сообществах «Медыяадукатар», «Настаўнік інфо», «Веб Клио» на Яндекс и Гугл-дисках, в Фейсбуке. Ими свободно могут пользоваться учителя истории и обществоведения республики в различных социальных сетях.

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер