04-05 октября 2017 года – тематический семинар «Формирование информационно-коммуникационных компетенций учащихся на основе интерактивных методов обучения» для учителей истории и обществоведения
Баннер

04-05 октября 2017 года – тематический семинар «Формирование информационно-коммуникационных компетенций учащихся на основе интерактивных методов обучения» для учителей истории и обществоведения

С 04 октября по 05 октября 2017 г. в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» прошел тематический семинар для учителей истории и обществоведения «Формирование информационно-коммуникационных коммуникативных компетенций учащихся на основе интерактивных методов обучения на уроках истории и обществоведения».

Современное историко-обществоведческое образование развивается в условиях перехода на компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся метапредметных, предметных, личностных, межличностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социальных, в том числе социально-трудовых, информационно-коммуникативных, гражданско-правовых компетенций, компетенций общения. Формирование компетенций у учащихся средствами различных предметов школьного образования – насущная потребность времени. История и обществоведение как раз те предметы, которые формируют у учащихся не только компетенции, но и историческую память, образы исторического прошлого когнитивными методами визуализации, социально-гражданские, правовые, исследовательские, ценностно-смысловые и многие другие компетенции. Важными при их формировании являются приемы и методы устно-исторического исследования, использования краеведческой исследовательской работы, привития любви и уважения к историко-культурным ценностям и наследию своего народа, родного края, страны. Деятельностный и компетентностный подходы в обучении истории являются наиболее актуальными в практике обучения истории и обществоведению.

Участники семинара поделились опытом работы по  использованию активных и интерактивных приемов и методов формирования информационно-коммуникационных и коммуникативных компетенций на учебных занятиях по истории и обществоведению, совершенствованию своей профессиональной компетентности.

Необходимо отметить, что на семинаре выступил очень хороший состав учителей-практиков учреждений образования республики.

Участники семинара  накопили и представили свои коллегам большой опыт работы по использованию на уроках истории и обществоведения активных и интерактивных  методов и приемов. Учитель истории лицея № 1 г. Лиды Лариса Валерьевна Кузнецова рассказала участникам семинара о наиболее эффективных, на ее взгляд, методах и приёмах формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществоведения. Галина Васильевна Дудко (Средняя школа № 15 г. Могилева) провела небольшой мастер-класс по использованию на уроках истории и обществоведения интерактивных методов, в особенности кейс-метода и представила ряд очень интересных приёмов, которые активизировали участников, вызвали живой интерес.

Светлана Михайловна Апанасевич (Гимназия № 1 г. Жодино) представила очень интересные интерактивные приемы, которые она использует в своей работе: «аналитическая программа», «комментарий к фильму», «интервью», «инсталляция», «развлекательная программа», «анализ этикетки», «отзыв на газету» и др.

Формированию информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории с помощью разнообразных методов (кроссенс,  дебаты,  визуализация, проектно-исследовательский, метод ЛСМ и др.)  были посвящены выступления учителей Елены Андреевны Дранец (Полоцкая государственная гимназия № 1 имени Ф. Скорины), Ирины Богдановны Клак (Гимназия № 1 г. Волковыска), Риты Ивановны Мишиной (Забродская СШ Шкловского р-на), Аллы Николаевны Речиц (Средняя школа № 7 г. Мозыря), Людмилы Фадеевны Трошко (Ремезовский детский сад-средняя щкола Ельского р-на).

Современного учителя и современное учебное занятие по истории в настоящее время невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Поэтому не случайно на республиканском семинаре многие учителя представили свой интересный опыт работы по их использованию в образовательном процессе по истории и обществоведению.

Для многих учителей истории и обществоведения  владение современными средствами обучения на основе информационно-коммуникационных технологий не является чем-то необычным, а интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, планшет, документ-камера становятся привычными атрибутами современного учебного  занятия. Безусловна, в практике их применения есть, как правило, и положительные, и отрицательные стороны. Но никто не будет отрицать того факта, что эти средства являются при их грамотном, целенаправленном, систематическом применении незаменимым помощником учителя, позволяют строить образовательный процесс динамично, «сжимать» его по времени, больше успевать за урок, говорить с учащимися на их языке, показывать, что учитель находится в тренде, он постоянно учится, совершенствует свои профессиональные компетенции и проявляет свою компетентность ва владении ИКТ. Кроме того, интерактивная доска, цифровые инструменты, сервисы веб 2.0, интернет-блоги интересны учащимся, позволяют им выполнять как учебные, так и домашние задания в сети Интернет, заинтересовывают их, дают возможность больше и активнее усваивать, находить информацию из различных источников, работать с ней. Нельзя забывать и о том, что уроки с применением интерактивной доски, сети Интернет более яркие, зрелищные, «образные», что вполне укладывается в новую стратегию формирования образов исторического прошлого на основе визуальных источников по алгоритму «образ – слово – действие». Об использовании интерактивной доски как средства формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся выступила учитель средней школы № 3 г. Пинска Ольга Андреевна Гук. Участников семинара заинтересовал опыт использования интернет-ресурсов как средства формирования информационно-коммуникационных компетенций учащихся на уроках истории  Натальи Владимировны Гусла (Средняя школа № 14 г. Барановичи).

Мотивирует учащихся к изучению истории и способствует формированию их учебно-познавательных компетенций авторский проект «Интернет-лаборатория «Клио»» Олега Эдуардовича Свидинского, учителя истории гимназии № 50 г. Минска. Опытом его создания, использования в образовательном процессе и при подготовке учащихся к олимпиадам, НПК, экзаменам и ЦТ по истории заинтересовались все участники семинара, а учитель  истории средней школы № 95 г. Минска Виктор Сергеевич Дейч рассказал участникам семинара об использовании на своих учебных занятиях исторических блогов с целью активизация познавательной деятельности учащихся.

Практические приемы и методы формирования информационно-коммуникационных и коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществоведения представили Ольга Алексеевна Подвойская (Липеньская средняя школа Осиповичского р-на), Екатерина Александровна Рябкова (Средняя школа № 28 г. Гродно),

Ирина Михайловна Потапенко (Средняя школа № 22 г. Могилева), Олеся Николаевна Гришукова (Средняя школа № 1 г. Чечерска).

Выступление Татьяны Дмитриевны Кныш учителя средней школы № 2 г. Жабинки было посвящено такому средству формирования информационно-коммуникационных компетенций учащихся как сервисы веб 2.0. Развитию информационной грамотности учащихся посредством цифровых инструментов было посвящено выступление учителя истории лицея г. Новополоцка Татьяны Васильевны Тишук.

Очень интересно рассказала участникам семинара об использовании в образовательном процессе по истории и обществоведению учебно-сетевого проекта как средства обучения и формирования учебно-познавательных и информационно-коммуникативных и коммуникационных компетенций учащихся Ирина Юрьевна Снытко, учитель истории средней школы № 18 г. Витебска.

Презентации участников семинара:

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер