Ромашко Анна Владимировна, методист высшей категории
Тел. 354-78-53, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Нормативные правовые акты, инструктивно-аналитические и методические материалы: 

Национальный образовательный портал

Министерство образования Республики Беларусь 

Панорама эффективного опыта методической работы – 2021 

Интерактивная карта создана по итогам проведения 29 июня 2021 года республиканского методического онлайн-мероприятия. 

Панорама эффективного опыта методической работы – 2022 

       Интерактивная карта создана по итогам проведения 7,8 июня 2022 года республиканского методического онлайн-мероприятия.

5D_Education.By

       Методическая лаборатория - республиканский сетевой консультационно-методический проект по координации методической работы с педагогами-психологами, дистанционная форма профессионального общения специалистов, курирующих деятельность педагогов-психологов. Для получения доступа к 5D_Education.By необходимо предоставить материалы из Вашего опыта методической работы (участия в мероприятиях) с педагогами-психологами сообщением на адрес электронной почты координатора проекта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Актуальные материалы

      О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказании им психологической помощи (ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 сентября 2022 г. № 328. Комментарий Министерства образования Республики Беларусь)

      Формирование культуры ответственного и безопасного поведения несовершеннолетних (материалы видеозаписи онлайн-семинара 08.09.2022)

      Содержание и организация методической работы с педагогами-психологами учреждений образования (материалы видеозаписи онлайн-семинара 02.09.2022)

      Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи в учреждениях общего среднего образования. Авторы-составители: Залыгина Наталья Андреевна, Ромашко Анна Владимировна

     Учебная программа факультативных занятий «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации»   

     Родительский университет как форма повышения психолого-педагогической культуры законных представителей обучающихся: эффективный опыт (видеозапись онлайн-семинара 20.04.2022)

     О методическом сопровождении реализации республиканского проекта «Родительский университет» (презентация, подготовлена заместителем начальника управления воспитательной и идеологической работы НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь Емельяненко Юрием Владимировичем)

     Обеспечение психологической безопасности в учреждении образования (видеозапись онлайн-семинара 03.03.2022)

     Координация деятельности специалистов СППС учреждений образования и социально-педагогических центров Гомельской области: системный подход (видеозапись выступления 30.12.2021 на XI Республиканском рождественском фестивале Крятовой Ольги Николаевны, заведующего отделом координации деятельности социально-педагогических центров и деятельности учреждений образования ГУО «Гомельский областной социально-педагогический центр»)

     Презентация учебно-методического пособия «Деятельность педагога-психолога учреждения образования» ГУО «Брестский областной институт развития образования» (видеозапись выступления 30.12.2021 на XI Республиканском рождественском фестивале Пшеничной Ольги Александровны, педагога-психолога ГУО «Социально-педагогический центр Брестского района»). 

     Учебно-методическое пособие для практических психологов системы образования «Деятельность педагога-психолога в учреждении образования».  Составители: Пшеничная Ольга Александровна, Лиманская Елена Григорьевна

     Развитие креативного мышления у обучающихся: параллели и меридианы (видеозапись выступления 30.12.2021 на XI Республиканском рождественском фестивале Клюевой Людмилы Витальевны, педагога-психолога ГУО «Лицей №1 имени А.С. Пушкина г. Бреста»)

     Содержание и организация методической работы с педагогами-психологами учреждений образования (видеозапись онлайн-семинара 29.09.2021)

 

«Кропка прафесійнага росту» («Настаўніцкая газета», 19 жніўня 2021)

Инструкция для пользователя системы дистанционного обучения «Точка роста»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 73 «О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы»

Интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by» создана в 2021 году с целью совершенствования в учреждениях образования организации патриотического воспитания обучающихся и повышения его качества.

Задачи работы платформы:

  • создание единого информационного пространства, объединяющего деятельность учреждений образования, общественных объединений, министерств, ведомств и организаций по патриотическому воспитанию обучающихся;
  • консолидация нормативных правовых, методических, информационных, обучающих и других материалов по патриотическому воспитанию;
  • популяризация деятельности в области патриотического воспитания через привлечение широкой аудитории участников посредством трансляции проводимых мероприятий;
  • развитие новых форм и методов патриотического воспитания путем обмена опытом и мнениями заинтересованных участников;
  • создание условий для совершенствования информационной культуры обучающихся, педагогических работников, других заинтересованных.

Координатором платформы является Республиканский центр экологии и краеведения, который организует ее работу во взаимосвязи с партнерами – учреждениями и организациями республики.

Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования – партнёр интерактивной платформы патриотического воспитания «Патриот.by».

2022 08 26 sem vospit 01

Республиканский семинар для руководителей по военно-патриотическому воспитанию (25 августа 2022 г.)

2022 04 01 Республиканский семинар «Современные подходы к гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся в учреждениях образования в Год исторической памяти» (1 апреля 2022 г.)
 2021 10 28 Онлайн-семинар «Воспитательная работа в условиях дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса» (28 октября 2021 г.)
2021 10 01

XX Республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы» (октябрь 2021 г.)

Программа XX Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтений (2021 г.)

2021 Выставка в библиотеке академии по патриотическому воспитанию и идеологической работе
2021 08 26 Семинар «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, опыт, перспективы» (26 августа 2021 г.)

 

Каждый четвертый четверг месяца (за исключением декабря и мая; смещение «ШАГа» на третий четверг в эти месяцы связано с зимними каникулами и мероприятиями, приуроченными к окончанию учебного года) для обучающихся VIII-XI классов учреждений образования проводится Единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».

Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства (подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).

В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» («ШАГ»)

Информационные и методические материалы для проведения мероприятий «Школы Активного Гражданина» будут ежемесячно размещаться на Национальном образовательном портале в соответствующей тематической рубрике.

Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году

Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для V–VII, VIII–XI классов (Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году»)

Проект международной технической помощи «Равный обучает равного» реализован Министерством образования Республики Беларусь, его подразделениями (Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», региональными институтами развития образования и др.), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Основная цель проекта – дальнейшее внедрение подхода «Равный обучает равного» в образовательный процесс учреждений образования, совершенствование нормативной правовой базы и системы координации РОР, разработка научно-методического обеспечения продвижения подхода РОР, создание системы подготовки и повышения квалификации педагогов-консультантов, содействие взаимодействию по созданию системы институциональной и общественной поддержки подхода РОР для формирования навыков здорового образа жизни у подростков и молодежи.

На первом этапе внедрения подхода РОР была разработана Концепция реализации принципа «равный обучает равного» в учреждениях общего среднего образования и план реализации, заложены организационные и методические основы внедрения модели равного обучения в сфере здорового образа жизни, апробированы пути внедрения системы работы по принципу РОР в образовательный процесс учреждений общего среднего образования. Подготовлены педагоги-консультанты 77 учреждений образования, а также областные (региональные) координаторы и их потенциальный резерв (всего 25 человек).

В рамках проекта разработаны и утверждены Министерством образования Республики Беларусь:

  • Положения о Координационном Совете и Республиканском ресурсном центре по РОР;
  • Инструктивно-методическое письмо, закрепляющее функциональные обязанности региональных координаторов и сферу их ответственности;
  • Программа и учебно-методический комплекс с целью подготовки в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» профессорско-преподавательского состава и методистов институтов развития образования, осуществляющих в последующем повышение квалификации педагогов-консультантов в регионах;
  • Программа повышения квалификации педагогов-консультантов РОР в институтах развития образования (ИРО) (скачать).
  • Учебные пособия, разработанные в рамках проекта «Равный обучает равного»:
    1. Пособие для педагогов-консультантов, осуществляющих подготовку волонтеров-инструкторов РОР : Минова, М. Е., Родионова, Е. Н., Смирнова, Е. С., Станкевич, Ю. В. Реализация принципа «Равный обучает равного» в общеобразовательных учреждениях : пособие для педагогов-консультантов по подготовке волонтеров-инструкторов / М. Е. Минова [и др.]. – Минск : Парадокс, 2012. – 110 с.
    2. Модули для волонтеров-инструкторов РОР : Минова, М. Е., Родионова, Е. Н., Смирнова, Е. С., Станкевич, Ю. В. Равный обучает равного в учреждениях общего среднего образования : модули для волонтеров-инструкторов по проведению занятий для сверстников / М. Е. Минова [и др.]. – Минск : Парадокс, 2011. – 53 с.
    3. Учебно-методический комплекс «Подготовка педагогов-консультантов к внедрению подхода «Равный обучает равного» в учреждениях общего среднего образования» : в 4 ч. / разраб. : М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2014. – Ч. 3. – 166 с.
    4. Учебно-методический комплекс «Подготовка педагогов-консультантов к внедрению подхода «Равный обучает равного» в учреждениях общего среднего образования» : в 4 ч. / разраб. : М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2014. – Ч. 4. – 138 с.
    5. Сборник материалов проекта международной технической помощи «Равный обучает равного». Сборник сценариев занятий волонтеров равного обучения «Равный среди равных» подготовлен по итогам тренингов, проведенных волонтерами-инструкторами равного обучения в рамках смены «Здоровая инициатива», которая состоялась в НДЦ «Зубренок» 20 марта – 09 апреля 2015 года. Обучающие тренинги волонтеров со сверстниками были организованы как мероприятия смены «Здоровая инициатива» в рамках проекта международной технической помощи «Равный обучает равного» и финансировались Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).
    6. Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования» : учеб.-метод. пособие / разраб. : М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2015. – 198 с.
    7. Пособие «Модули волонтеров равного обучения для проведения занятий со сверстниками» / разраб. М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич, Т. А. Працкевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2015. – 104 с.
    8. Реализация подхода «Равный обучает равного»: пособие для педагогов-консультантов : учеб.-метод. пособие / Н. А. Залыгина, М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2016. – 140 с.
    9. Внедрение подхода «Равный обучает равного» в учреждениях общего среднего образования / Н.А. Залыгина. – Минск : Бестпринт, 2014. – 78 с.
    10. Волонтерское движение «равный – равному» в учреждениях образования Брестской области / сост. : Н. Авсиевич, Н. Барановская, Е. Дмитриева. – Брест : Альтернатива, 2013. – 116 с.

Для формирования ответственного и безопасного поведения обучающихся большое значение имеет использование возможностей подхода «равный обучает равного». В лице волонтеров-инструкторов равного обучения педагоги приобретают активных и компетентных помощников, осознающих необходимость собственного участия в решении социально значимых проблем. Учебная программа факультативного занятия «Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» для IX (X, XI) класса, направленная на формирование теоретических, нормативных правовых, методических знаний и умений волонтеров (подростков, молодых людей), обеспечивающих реализацию подхода «равный обучает равного», реализуется в учреждениях общего среднего образования.

Учебная программа факультативного занятия «Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного» для IX (X, XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.